Как выбрать крепления для горных лыж — практические советы

Крепежи для горнолыжного спортивного инвентаря исполняют две функции: передача усилий на инвентарь и открепление от полозьев в случае угрозы возникновения травмы. Представляют собой привод, который является промежуточным звеном между ногой и лыжами. От их качества зависит факторы, обеспечивающие как безопасность, так и скорость передвижения. Правильная регулировка креплений горных лыж гарантирует выполнение поставленных задач.

Горнолыжные крепления: виды

Изучение видов горнолыжных креплений — первое, что нам попадется на пути освоения экипировки настоящего лыжника. Горнолыжные крепления фиксируют лыжи (крепятся к ним), помогают лучше чувствовать поверхность и уберегают от любых травм. Хорошо подобранное крепление плотно охватывает ногу и позволяет лучше “чувствовать” лыжи.

Принцип работы горнолыжных креплений довольно простой: передняя часть креплений прижимает горнолыжный ботинок к лыже, и когда лыжнику может угрожать опасность — крепление “освобождает” ногу. Задняя часть работает по такому же принципу. Чтобы они сработали вовремя нужно правильно выстроить усиление DIN.

Крепление измеряется в стандартных единицах DIN, в зависимости от нагрузки в определенную сторону (в бок, по вертикали, вперед и назад, вперед-вбок). Вы можете его настроить с помощью ски-мастера. Не делайте это самостоятельно, если до этого не имели подобной практики. Обратитесь к консультантам в магазине или попросите других опытных лыжников. Установка горнолыжных креплений — первая и важная часть на пути освоения снежного склона. Горнолыжные крепления делят на несколько видов: для горных лыж и беговые. Беговые лыжные крепления делят еще на: профессиональные, прогулочные, гоночные и универсальные.

Правила настройки крепления

Прежде чем выйти на лыжню производится настройка креплений горных лыж. Для этого нужно знать пару нюансов.

На передней части крепежа расположена шкала, с помощью которой выполняется настройка. Каждая отметка на ней означает вес лыжника, уменьшенная в 10 раз. К примеру, «5» означает, что вес составляет 50 кг. Суть заключается в том, что при усилии в 50 кг лыжа самостоятельно открепиться от ботинка.

В торцовой части передней части расположен винт. С его помощью производится изменения показателей шкалы. Обычно он поворачивается туго, поэтому придётся приложить усилие.

На задней части шкала спрятана под прижимным механизмом. Принцип настройки аналогичный переднему охвату. Регулируется с помощью винта.

Настройка по весу может выполняться как вручную, так и автоматически.

Вам пригодится

  • — отвертка;
  • — особый ключ;
  • — плоская ровненькая поверхность (стол).

Начните регулировать крепления горных лыж с опции усилия, которое башмак оказывает на крепление. Если при передвижении по спуску такое усилие превышено, происходит так именуемый «отстрел» крепления. Делается это для предотвращения злосчастных случаев и вероятных травм при падении. Для регулировки силы «отстрела» используйте отвертку с плоской рабочей частью. Поочередно отрегулируйте переднюю и заднюю части каждого крепления.

Перед конкретной регулировкой разглядите шкалу, имеющуюся впереди и сзади крепления. Она как раз и создана для регулировки силы «отстрела». Стоимость 1-го деления на шкале, обычно, приравнивается 10 килограммам. Рекомендуется установить значение на вес, который меньше реального веса лыжника приблизительно на 15-20 кг. Начинающим спортсменам следует выставить значение усилия «отстрела» на 35-40 кг. По мере скопления горнолыжного опыта допустимое усилие можно прирастить.

Учитывайте при регулировке креплений на «отстрел» не только лишь вес спортсмена, да и уровень его физической подготовленности. Чем выше степень тренированности, тем большей может быть сила допустимого усилия. Не стоит забывать и о росте лыжника: для высочайшего спортсмена можно установить более значимый уровень нагрузки на крепления.

После опции креплений на допустимое усилие «отстрела» непременно проверьте их в критериях, приближенных к реальным. Встаньте на лыжи и сделайте движение, будто бы вы падаете вперед. Если регулировка креплений выполнена правильно, сработает механизм «отстрела». Чтоб проверка была неопасной, используйте при имитации падения лыжные палки для страховки.

По мере надобности проведите также настройку зазора фиксирующих губок креплений. Эта регулировка нужна только в этом случае, если вы подгоняете лыжный башмак под крепления при изменении промышленного положения зажима. Обычно такие конструктивные конфигурации заносят бывалые спортсмены, новеньким они не необходимы. Основная же задачка начинающего горнолыжника – научиться уверенно держаться на склоне и обезопасить себя от ненужных травм при падении.

Читайте также:  ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

Конструкция горнолыжного ботинка

Горнолыжный ботинок представляет собой конструкцию: «два в одном».

Внешний ботинок (скорлупа) выполнен из ударопрочного пластика. Состоит из двух частей. Нижняя часть, жесткая и неподвижная называется «калошей». К ней, сверху крепится вторая часть — «манжета» (голенище). Две части соединены подвижными шарнирами. Благодаря чему, голенище двигается вперед-назад.

Внутренний ботинок (сапожок) – напоминает теплый чулок. Заполнен пористым материалом, который обеспечивает, тепло, комфорт и поглощает удары. Существует три вида внутренников.

Не формируемые – не изменяют свою первоначальную форму.

Термоформируемые – внутренний ботинок расширяется под воздействием тепла. Что такое термоформовка смотрите ниже.

Заливные – сапожок имеют внутренние «карманы». Их заполняют специальным составом на гелевой основе. Он обволакивает ногу и обеспечивает необходимый комфорт.

1 – внешний ботинок

2 – внутренний ботинок

3 – язык ботинка

4 – застежка (клипса и гребёнка)

5 – стрэп (силовой ремень)

6 – спойлер

7 – переключатель «ходьба/катание»

8 – регулировка кантинга

9 – колодка

Как выглядят горнолыжные крепления

Головка и пятка горнолыжного крепления должны плотно держать ботинок, поэтому его носок плотно прижимаем к губкам головки крепления, после чего отжимаем вверх металлическую скобу задней части крепления, которую подводим по салазкам к пятке ботинка и фиксируем таким образом, чтобы при нажатии на ботинок произошел щелчок и лапки крепления поднялись вверх.

Теперь настроим крепления по вашим физическим параметрам. Берем в руки отвертку и начинаем крутить регулировочные винты (их всего два), которые без труда находим на головке и пятке крепления. Но не просто так крутим, а в соответствии со стандартом DIN ISO 11088-1988, разработанным какими-то умными дядями и тетями. В передней и задней частях крепления имеется шкала усилий, измеряемых в DIN. Выставляем те цифири, которые предлагает нам вот эта таблица:

Регулируем горнолыжные крепления

Казалось бы, зачем это нужно знать? Подавляющее большинство горных лыж продаётся в комплекте с креплениями. Их рабочие характеристики соответствуют лыжам, цвет — тоже, продавец в магазине (если магазин хороший, а продавец не ленивый) отрегулирует крепления под размер ботинка и вес покупателя. Всё? В общем и целом — да.

Но ситуации бывают разные. И жена или спутница может пожаловаться: «…слушай, подожди, у меня лыжи всё время отваливаются…», и продавец может не учесть резко выросших возможностей и отрегулировать крепления не совсем точно.

Так что знать о том, как регулируются крепления, совсем невредно.

В самом деле: не бежать же при каждом случае в пункт проката или магазин, когда у многих подъёмников есть прикованные тросиком или цепью отвёртки? Настоящий мужчина должен уметь владеть не только клавишами смартфона и компьютерной мышью.

Первый шаг — проверить, подходит ли размер подошвы ботинка к установленным креплениям, мало ли что! По большому счёту, вариантов регулировки всего два:

  • передняя головка и пятка креплений двигаются и блокируются раздельно;
  • передняя головка и пятка креплений соединены неким механизмом, который позволяет открытием одного рычага сдвинуть сначала переднюю головку, а затем и пятку (а иногда и одновременно).

Куда двигать? Посмотрите на подошву ботинка с торца — по центру или в области каблука есть цифры — длина подошвы в миллиметрах.

А на платформе креплений есть шкалы, и тоже в миллиметрах.

Если регулировка положения осуществляется в центре платформы, нужно сдвинуть блокировку (чаще её просто нет), поднять фиксатор и после этого сдвинуть пятку и переднюю головку в требуемое положение. Иногда придётся и винт открутить, но это встречается реже.

После этого проверяем, хорошо ли «попали» в размер. Для этого вставляем носок ботинка в губки передней головки и проверяем, насколько плотно подошва ботинка входит в открытую пятку крепления. Она не должна проваливаться туда свободно или протискиваться с большим усилием. Лучший вариант — плотно входит, отодвигая пятку на 1-2 мм.

Естественно, эту проверку лучше сделать перед первым выходом на склон, и если что-то не получилось — всегда можно заглянуть в пункт проката или мастерскую и попросить проверить-подогнать или показать, как это делается на ваших креплениях.

Регулировка усилий горнолыжных креплений

А вот если «лыжи часто отваливаются» во время катания, придётся регулировать крепления самому: вряд ли ради этого имеет смысл уходить со склонов и спускаться в прокат. Тем более, что это просто: нужно взять отвёртку и слегка сдвинуть метки на шкалах креплений (на всех четырёх: две — на пятках и две на передних головках).

Самый важный фактор в определении «своего» усилия выстёгивания — ваш вес и уровень катания. Для предварительной настройки можно использовать простую формулу — ваш вес/10 — поправка на уровень мастерства.

Если вы совсем начинающий, стоит вычесть из полученного значения 1.5, а если у вас небольшой рост, то и 2.

Читайте также:  Отличия лезвий для фигурных коньков EDEA

Уверенно катающиеся лыжники вычитают 1, эксперты оставляют значение без изменений, ну а профессионалы не спрашивают.

Для ориентира ещё до выхода на склон можно воспользоваться следующей таблицей расчёта по стандарту ISO 11088 зависимости усилия срабатывания крепления (DIN) от роста, веса, длины подошвы и уровня катания.

Выберите соответствующую вашему росту и весу строку. Если эти параметры находятся на разных строчках, выберите верхнюю. А затем выберите соответствующую длине подошвы ботинка колонку.

Вес, кг Рост, см < 250 мм 251-270 мм 271-290 мм 291-310 мм 311-330 мм > 330 мм
10-13
14-17 1 1
18-21 1.5 1
22-25 1.5 1.5
26-30 2 1.5 1.5
31-35 2.5 2
36-41 3.5 3 2.5 2
42-48 < 148 3.5 3 3 2.5
49-57 149-157 4.5 4 3.5 3.5 3
58-66 158-166 5.5 5 4.5 4 3.5
67-78 167-178 6.5 6 5.5 5 4.5
79-94 179-194 7.5 7 6.5 6 5.5
> 95 > 195 8.5 8 7 6.5
10 9.5 8.5 8
11.5 11 10 9.5

Находящаяся в таблице на пересечении строки и колонки цифра соответствует рекомендованному усилию срабатывания для лыжников, которые катаются аккуратно, на небольших скоростях, на пологих и средних по крутизне склонах.

  • Если вы катаетесь на различных скоростях и по различным склонам, включая и сложные, опуститесь на строку ниже.
  • А если ваш стиль агрессивный, и вы катаетесь на высокой скорости, в основном на средних и крутых склонах — ещё на строчку ниже.
  • Ну а если ваш возраст уже «за 50», после этого поднимитесь на одну строчку.
  • Если на соответствующем пересечении пусто, выберите ближайшее значение, находящееся в выбранной строке правее.

Установите эту цифру на шкалах. Понятно, что это тоже лучше сделать до выхода на склон.

Если крепления срабатывают при обычном катании, увеличьте усилие на 1/2 деления. Не помогло? Тогда ещё на пол деления. Но в любом случае, не переусердствуйте: ноги дороже. Ну а закручивать усилие на 10 и выше имеет смысл только если вы отдаёте себе отчёт о возможных последствиях.

Удачного катания!

Как настроить горнолыжные крепления

Что зависит от стойки и пошаговый алгоритм установки крепления

Важную роль в комфорте и безопасности катания играет то, какая стопа стоит впереди. Новичкам бывает сложно определить правильное положение, однако при длительном занятии спортом вырабатывается привычка. Существует способ самостоятельного выбора постановки. Для этого напарник должен толкнуть спортсмена в спину. Выставленная вперед стопа будет являться ведущей. С учетом этого выполняют дальнейшую настройку креплений.

Определение ширины стойки

Некоторые отказываются от настройки центровки, однако она помогает отрегулировать и закрепить обувь на доске. Правильный выбор расстояния между стопами делает резкие повороты безопасными.

При настройке соблюдают такие рекомендации:

  1. Новичкам надевают ботинки с прикрученными фиксаторами. При этом оценивают положение ноги по отношению к минидискам. При закрепленной пятке двигают эти элементы. Все остальные детали должны находиться в неподвижном состоянии.
  2. Расстояние между стопами устанавливают с учетом роста спортсмена. В таком случае катание будет более комфортным.
  3. Выбрав удобную ширину, сноубордист должен менять ее только после длительной практики.

Определение оптимального положения креп на доске

От этого параметра зависит характер распределения нагрузки веса человека на доску.

Применяют 3 варианта установки фиксаторов на сноуборд:

  1. Ближе к переднему краю. Метод используют при катании на крутых склонах. Положение помогает перенаправить основную нагрузку на носовую часть доски, которая начинает быстрее прорезать ледяное покрытие лыжни. Спортивный снаряд при этом должен обладать достаточной жесткостью.
  2. В центральной части. Универсальная позиция креплений, которая подходит для всех стилей катания. Желательно, чтобы ширина стойки соответствовала расстоянию мid stance сноуборда.
  3. В хвостовой части. Вариант используют при катании на изрытых трассах. Установив крепления в задней части, спортсмен сможет быстрее перемещаться по заснеженному склону.

Обоюдоострая стойка

Такая постановка обеспечивает возможность раскачивания в 2 направлениях, повышает маневренность при изменении стороны наклона тела спортсмена.

К недостаткам стойки относятся:

  1. Увеличение нагрузки на колено второстепенной ноги сноубордиста. Тело стремится занять правильную стойку, перекручивая сустав.
  2. Снижение управляемости при заднем повороте. Спортсмену приходится приседать к канту.

Обоюдоострую стойку применяют при фрирайде или флете.

Направленная сноубордическая стойка

Диапазон наклона ног спортсмена меняется в таких диапазонах:

  • ведущая нога — 6…15°;
  • второстепенная нога 30…42°.

Главное преимущество стойки — минимальная нагрузка на коленные суставы.

Что зависит от стойки и пошаговый алгоритм установки крепления

Постановка помогает контролировать движение задним ходом, однако при изменении направления качения маневренность снижается.

Смешанная стойка на сноуборде

Вариант сочетает в себе преимущества и недостатки предыдущих 2 видов. Стойка используется при всех видах катания, обучении новичков и детей.

Углы стоек

После вычисления оптимального расстояния между ногами и направленности постановки фиксаторы прикручивают к сноуборду, задавая разницу углов. Этот показатель для мягкой доски должен составлять не менее 15°. Для некоторых спортсменов комфортным является значение в 18°, для других — 24°. Это связано с анатомическими особенностями коленных суставов разных людей.

Чтобы определить нужный угол, спрыгивают с небольшой высоты. Приземляются на параллельные стопы.

Второй раз прыгают так, как удобно телу. Носки будут расставлены врозь, их положение и учитывают при определении нужной разницы углов.

Что зависит от стойки и пошаговый алгоритм установки крепления

Центровка сноуборд-креплений

Чтобы прикрутить фиксаторы правильно, их нужно установить так, чтобы ботинок одинаково выступал за пределы доски пяткой и носком. Для этого диски размещают поперек сноуборда. От правильности центровки зависит равномерность нагрузки на задний и передний кант. При неправильной настройке пятки и носки будут застревать в снегу, дуга сорвется. Если после центровки нога все равно выступает, применяют специальные платформы. Они поднимают базу на несколько сантиметров, ботинок перестает застревать.

Читайте также:  Кроссфит в ЗОЖ: вред, польза упражнений и особенности питания

Настройка хайбеков креплений для софткарвинга

От наклона этого элемента зависит распределение давления на доску. Чем острее угол наклона, тем лучше сноуборд ведет себя на задних поворотах. Угол настраивают с учетом предпочтений райдера. Хайбэк второстепенной ноги устанавливают в 2 раза глубже, чем ведущей. Это объясняется характером постановки сноубордиста: колено сзади стоящей конечности сгибается больше. При смене качества снежного слоя наклон хайбэка увеличивают или уменьшают.

Как установить крепления на шурупы SNS, NNN и Prolink

Инструкция подходит для всех креплений на шурупах.

Для установки креплений понадобятся:

  • Шуруповерт
  • Сверло 3,6 мм или специальное сверло для установки креплений с ограничителем глубины
  • Линейка и карандаш
  • Столярный клей (ПВА)
  • Отвертка PH3 или PZ3
  • Кондуктор или шаблон для установки креплений — не обязательно, но с ним удобнее. Для SNS и Prolink (Salomon, Atomic) и NNN (Rottefella) идут разные кондукторы!

Инструкция по установке креплений:

  1. Найдите линию баланса лыжи. Для этого можно поставить лыжу на линейку. Salomon рекомендует смещать линию баланса на 1 см назад для установки креплений, потому проводите линию с учетом рекомендации. Часто на лыжах из одной пары линия баланса расходится на 3-5 мм, поэтому нужно найти средний баланс. Для этого найдите баланс каждой лыжи, положите лыжи рядом параллельно друг другу и проведите общую линию баланса в среднем положении между балансами лыж.
  2. Если есть специальный кондуктор для установки креплений, устанавливайте его на лыжи, чтобы линии баланса совпадали и сверлите нужные отверстия. Если кондуктора нет, приложите собранное и закрытое крепление к лыже, разметьте точки сверления. Линия на лыжах должна совпадать с местом крепления оси ботинка. Внимание! Отверстия сверлятся на глубину 15 мм, в детских лыжах — на 9 мм. На сверле без ограничителя поставьте метку, чтобы не просверлить лыжу насквозь.
  3. После сверления очистите отверстия от пыли, капните в каждое по капле столярного клея (ПВА) и прикручивайте крепления. Столярный клей заполнит микротрещины от вкручивания шурупов и защитит от влаги. Закручивайте шурупы на низких оборотах шуруповерта и дотягивайте рукой, чтобы не прокрутить шурупы в лыже.

Видео установки креплений SNS Pilot

Установка креплений Prolink на лыжи Atomic и Salomon

Как установить крепления шурупами на платформы NIS и IFP

Для установки креплений шурупами на платформы NIS и IFP существуют специальные пластины, выравнивающие платформу.

Адаптер для NIS платформы ставится после разметки и сверления. Отверстия подходят под крепления SNS.

Адаптер IFP устанавливается до сверления лыжи.

Адаптер для платформы IFP

Схемы инструкции по установке креплений Salomon и Atomic

Установка креплений SNS Pilot Equipe

Первый шаг — отломить лишнюю длину подпятника, если маленький размер ноги. Мы рекомендуем оставить пятку на лыжах, в будущем она может пригодиться.

Затем крепление прикручивается 4 шурупами, вставляется подпятник, и только тогда прикручивается последний шуруп.

Установка креплений SNS Pilot

Установка креплений SNS Pilot Sport и Combi

Установка SNS Pilot Sport и Combi

Установка SNS Propulse и Prolink

Монтаж креплений Propulse и Prolink одинаковый.

Установка SNS Propulse и Prolink

Видео замены креплений Propulse на Prolink

Установка креплений SNS Profil Equipe и Profil Auto

Установка креплений SNS Profil Equipe

Установка креплений SNS Profil Auto

Использование и уход 

Советы по использованию:

Использование и уход 
  • Встаньте на ровном участке снега. Если вы находитесь на склоне, встаньте боком к линии спуска, и наденьте горные лыжи для равновесия.
  • Используйте палку, чтобы стряхнуть излишки снега с подошв ботинок.
  • Совместите носок ботинка с носком крепления, а пятку ботинка — с пяточной частью и войдите в фиксатор до щелчка.
  • Чтобы выйти, надавите на палку и на выемку в верхней части пятки, пока она не откроется, и поднимите ногу вверх и наружу.

Советы по обслуживанию:

Использование и уход 
  • Перед каждым сезоном настраивайте лыжи и проверяйте крепления у техника. Привязки не могут быть настроены и не требуют обслуживания. Их можно отрегулировать только для параметров выпуска и проверить / протестировать.
  • Содержите AFD (антифрикционное устройство) в чистоте и немедленно замените его в случае повреждения.
  • Не пытайтесь промыть все в конце сезона, так как это может удалить заводскую смазку. С креплениями и их настройками должен работать только сертифицированный техник.
  • В межсезонье храните в теплом сухом месте.